Компания "Дом-Мастер"
Деревянные украшения Если у вас есть желание сделать что-нибудь приятное для женщины или просто подарить доброму человеку сувенир, попробуйте изготовить...
Благородный дуб
Благородный дуб в прикладном искусстве Западной Европы и России. Дуб (Quercus Liebl.) - род деревьев (реже кустарников) из семейства буковых, насчитывающий около 450 видов, произрастает повсеместно в Европе, на севере Америки, в Канаде и Японии. Многие виды деревьев этого рода принадлежат к числу вечнозеленых. В Европе чаще всего встречается дуб обыкновенный, или летний (Quercus pedunculata), и дуб зимний (Quercus sessilifolia).

Обе эти разновидности составляют основной массив дубовых лесов и рощ и используются как превосходный строительный и отделочный материал. Величественная красота и благородный облик мощного дерева, его необычайное долголетие, а также прочность и плотность древесины уже у древнейших народов сделали дуб символом бессмертия и силы.

Древние римляне называли дуб Arbor Jovis - "дерево Юпитера". Действительно, он являлся символом Юпитера - верховного божества римского пантеона, бога неба и громовержца, покровителя римских императоров. Отсюда и венок из дубовых листьев, который издавна символизировал власть, силу, военный триумф.

Древесина дуба по сравнению с другими породами строительного леса отличается необыкновенной плотностью, крепостью, прочностью, твердостью и тяжестью, поэтому его всегда с одинаковым успехом применяли как в строительстве морских судов, так и зданий, в качестве экипажного, бочарного, паркетного и столярного материала. Особенно котировался дуб в мебельном производстве и в других видах декоративных работ, связанных с отделкой интерьеров, поскольку он одинаково пригоден и для резьбы, и для декоративной фанеровки.

Его древесина отличается красотой рисунка текстуры желтовато-коричневого цвета с особым матовым блеском, с большими и очень заметными волнистыми волокнами и блестками. Оттенки цвета, а также плотность и твердость дуба зависят от места произрастания дерева. Так, древесина дуба борового, дубровного, или каменного (Q. itex), выросшего в сухих песчаных местах, имеет соломенно-желтый цвет, мелкослойную текстуру, особенную твердость, но малую упругость. У дуба скалистого (Q. petraca), произрастающего в горах, - крупнослойная древесина с бледно-розовым отливом.

Из американских видов чаще всего встречается дуб красный, или черешчатый (Q. rubra). В мебельном деле предпочтителен дуб с однородной текстурой, хорошо воспринимающий протравы и красители. Особенно ценится природный мореный дуб, долго пролежавший в воде (в реках, озерах) и приобретший черный, черновато- зеленый или черновато-желтоватый цвет в зависимости от продолжительности и условий, в которых пролежало дерево в период морения.

Темный мореный дуб незаменим в мозаичных работах, наборном паркете, интарсии (инкрустации деревом по дереву). Уже древнейшие дубовые предметы западно-европейской мебели XII- XIII вв., сохранившиеся до нашего времени, свидетельствуют о неоспоримом приоритете этой породы перед другими. Незаменимым поделочным материалом остался дуб и в готической мебели, особенно в странах Северной Европы, где он произрастает в большом количестве.

В эпоху барокко он также оставался популярным, поскольку его прочная древесина позволяла использовать глубокую резьбу и обильный рельефный декор, свойственный массивным барочным шкафам, поставцам и столам. В Англии значение дуба было так велико, что художественный стиль мебели английского барокко первой половины XVII в. стал называться "дубовым периодом". В это время дуб применялся не только для изготовления предметов обстановки, но и в качестве отделочного материала в интерьерах английских домов.

В России дубу в качестве отделочного материала особое предпочтение стали отдавать в эпоху Петра Великого (в первой четверти XVIII столетия). Коренные преобразования всех основ русской жизни, осуществленные реформами Петра I, а также строительство новой столицы (Петербурга) способствовали стремительной европеизации русского быта, что стимулировало развитие всех видов искусств и ремесел, в частности, зарождение собственного мебельного производства, ориентированного на западноевропейские модели.

Отечественные мастера (резчики и столяры), осваивая европейский опыт мебельного дела, обратились в первую очередь к голландским и английским образцам, отличавшимся рациональностью и простотой конструкции. Отсюда и особое предпочтение любимому англичанами и голландцами дубу.

Из дуба (натурального или под тонированного в темный цвет) выполняли кресла и стулья на английский и голландский манер. Типичными для петровского времени были дубовые столы голландского типа на массивных точеных шарообразных ножках, соединенных широкими проножками. Как правило, массивные подстолья были украшены резными звездочками или декоративными накладными арочками, перекликающимися с формами наличников московской архитектуры.

Столешницу, снабженную дополнительными выдвижными досками, часто украшали несложным геометрическим узором, инкрустированным мореным дубом, или изображениями двуглавого орла, розы ветров. Сочетание светлого и мореного дуба вообще характерно для отделки интерьеров и мебели эпохи Петра I.

Средневековый сундук. Франция. XIV в. Дуб, железо, ковка. Примитивный прямоугольный сундук с откидывающимся верхом - один из самых ранних видов мебели. Корпус выполнен из нескольких толстых дубовых досок, рубленых топором и соединенных под прямым углом дубовыми гвоздями (нагелями). Ножки составляют единое целое с передней и задней стенками сундука. Доски ящиков скреплены железными кованными петлевидными накладками, являющимися одновременно единственным декором сундука.

Готический шкаф-поставец. Франция XVI в. Дуб, резьба, матовая полировка. Кресло "дубового периода". Англия. Первая четверть XVII в. Дуб, мореный дуб, резьба, интарсия, токарная обработка. Прямоугольная спинка кресла отделана плоской углубленной резьбой из стилизованных цветов. После нанесения контуров резцом мастер углубляет фон всюду на одинаковую глубину и таким образом создается плоский узор на плоском фоне.

Кресло в русском стиле "Дуга, топор и рукавицы". Россия. Петербург. По проекту архитектора В. П. Шутова. 1780-е гг. Дуб, резьба, матовая полировка "под воск". Такое название креслу дано из-за использования в его конструкции и декоре изображений крестьянской утвари (топора, вышитого полотенца, рукавиц, балалайки, дуги). Материалом неизменно было дубовое дерево. Фрагмент наборного паркета. Итальянский павильон Останкинского дворца графов Шереметевых, 1794 г.

Дубовый кабинет Петра I. Петергоф. Большой дворец. 1716-1720 гг. Дубовые панели сплошь покрывают стены, придавая интерьеру удивительную теплоту и уютность. Все деревянные панели отделаны изящной резьбой, выполненной французским резчиком-скульптором и декоратором Николя Пино. На дубовых панно изображены аллегории четырех времена года, мудрости науки, музыки, а также символические композиции, прославляющие военное и морское могущество России и ее преобразователя Петра Великого.

Особенно эффектно выглядит сочетание различных разновидностей дуба в наборных паркетах петровского времени - в виде ромбов, квадратов, звезд, восьмиугольников. Мода на дубовые паркеты из-за особой прочности и влагостойкости в условиях сурового северного климата продержалась в России вплоть до конца XVIII столетия. Дубовые паркеты предпочитали даже тогда, когда в России уже не ощущалось недостатка в привозной древесине экзотических пород, пригодной для маркетри (деревянной мозаики).

Даже в строившемся в 1790-х гг. Останкинском дворце- театре графа Н. П. Шереметева почти все наборные паркеты парадных интерьеров первоначально выполняли из различных сортов дуба и только во время перестроек интерьеров дубовые паркеты заменили на значительно более разнообразные по рисунку и набору виды древесины. Все европейское увлечение красным деревом в отделке мебели в эпоху классицизма и ампира более чем на столетие привело почти к полному забвению дуба.

Его использовали в мебели только как строительный материал для изготовления каркаса фанерованных или наборных предметов обстановки. Новый всплеск моды на дубовую мебель возник во второй половине XIX в., когда интерьеры начинают обставлять в неоготическом, необарочном, неоренессансном и других исторических стилях. В России качественную добротную и красивую дубовую мебель в разных стилях изготавливали в Москве на фабрике Шмита для богатых московских особняков, а в Петербурге на фабрике Ф. Мелыдера.

Особой самобытностью отличалась дубовая мебель в русском стиле, зарождение которого явилось попыткой остановить процесс обезличивания художественных изделий из-за все возрастающего промышленного производства.

Мебель в русском стиле делали в небольших ремесленных мастерских. Большое влияние на создание такого стиля оказало творчество архитекторов В. Гартмана, И. Ропета, а позже - художников В. Васнецова, Е. Поленовой, М. Якунчиковой и других.

Два отличных дополнения Два отличных дополненияПервые верстаки появились на заре развития столярного ремесла и приобрели современный и узнаваемый...
Защитная отделка Защитная отделкаСнимите крышку G с основания и отложите ее в сторону. Осмотрите основание верстака и, если требуется,...
Выборка петельных гнезд Выборка петельных гнезд Выборка петельных гнезд стамеской за три приема: Пара стамесок и киянка помогут изготовить полупотайные...
Фоторамка с вставками Фоторамка с вставкамиФоторамка с декоративными вставками: Если вы думаете, что для изготовления такой рамки потребуется...
Токарные работы Токарные работыОт дерева до заготовок для токарных работ: Если в лесу (или на участке соседа) упадет дерево, сможете...
 
© 2011-2013 Права защищены
При копировании информации обратная ссылка обязательна
Контакты:dommaster81@mail.ru
domoviktut@mail.ru